02:39 

Театральное, долгожданное.

Morgana_Midnight
"Никогда не знаешь, где тебе повезет" (М.Фрай)
Как уже говорилось, несколькими постами ранее, неведомая сила завела меня в кассу мхт им. Чехова и, более того, благодаря ней я стала обладательницей билетов на "Мастера и Маргариту".




Ни одно из ранее увиденных мной воплощений романа не оказывало на меня такого сильного впечатления. Ни в одном из них я не чувствовала ни секунды правды. Спектакли, тв-версии, фильмы.. все не то. Вопросы, на которые я задавала себе во время чтения романа, та боль и те человеческие чувства, на которых останавливался ум - ничего из этого никогда не было мной подмечено ни в одной из экранизаций/постановок. Дело по большей части в фиглярстве артистов: их действия должны быть обдуманы, прожиты, обоснованы. В них должна быть ежесекундная правда.

Многие пытаются прикрыться помпезностью костюмов и декораций, в надежде за этой "фантастикой" скрыть отвратительную режиссуру и полное отсутствие смысла в действии. Jedem den Seinen.
Но в отношении этого романа Булгакова подобное отношение - непростительно.

Я не из тех людей, которые в штыки принимают "осовремененные" постановки. Наоборот, я уважаю и принимаю только тот театр, который неразрывно связан с сегодняшним днем. Аллюзии на ту или иную эпоху могут быть всенепременно, но театр не может быть классическим. Он здесь и сейчас.

Мхат - это тот театр, в котором работают режиссеры, понимающие это особенно хорошо. Венгерский режиссер Янош Сас - один из них. Актерский состав был подобран блистательно, так же как и составлен сценарий спектакля. Действия идут нелинейно, дублируя роман, а спиралями, то отдаляясь, то вновь приближаясь к исходному. Это помогает зрителю не терять внимание, рассматривая историю с разных сторон.

Безусловно, стоит отметить, что людям, не читавшим роман, многое будет совершенно непонятно. Те же счастливые, кто читал это произведение, получат особенное удовольствие. Дуальность в своем идеальном проявлении.

Невероятна по своей красоте, масштабности и зрелищности работа художников. В работу Николая Симонова я влюблена с тех пор, как увидела спектакль "Пластилин". Затем были "Полароидные снимки", "Господа Головлевы", "Лес"... и "Трехгрошовая опера", не уступающая "ММ" в своей зрелищности.



Метро, рельсы, пути, прочие урбанистические атрибуты лично мной были прочитаны и сассоциированы с темой Пути. Мастер впервые появляется перед нами в глубине подземных туннелей, под шум сочащейся из стен воды, в клубах пара. Финальная сцена, изображающая Мастера и Маргариту вместе, так же, связана с дорогой, пройдя которую, оба человека нашли долгожданный покой.



Не смотря ни на что, происходящее на сцене насыщено динамикой. Артисты не дают зрителю не минуты покоя, какими бы ни были диалоги или монологи.

Рядом со мной на спектакле сидели двое мальчишек лет четырнадцати, увлеченно дубасивших друг друга во время антракта. Завидев их, я предположила, что спектакль наверняка будет ими испорчен. Но стоило Мастеру появиться на сцене, как они затихли и вплоть до антракта следили за действием на сцене во все глаза.

Связь со зрителем подчеркнута интерактивностью спектакля, если так можно выразиться. Артисты провоцируют зрителя, появляясь из зрительного зала, обращаясь к залу. Чего стоит сеанс черной магии, когда не меньше десятка артистов, слившись с простыми зрителями, вдруг вступает в диалог с актерами на сцене точно по тексту романа!

Если говорить о персонажах, то отмечу вот что: я никогда не сомневалась в том, что Анатолий Белый отлично сыграет Мастера. Это действительно подходящая для него роль. До этого я видела его только в "Околоноля", но и здесь он бесподобен в своей искренности. Жизнь Мастера (равно жизнь Булгакова) - жизнь настоящего художника. Гений и злодейство ходят под руку не чаще, чем гений и безумие.

Маргарита (Наташа Швец) пленила меня не столько игрой, сколько своей невероятной красотой, воистину волшебной, магической и притягательной. Не смотря на то, что некоторые слова, произнесенные ей, казались мне слегка наигранными и "непрожитыми", в сочетании с ее внешностью они обретали необходимый смысл и оттенок. Наверное так работает магия ведьм.

Иешуа и Понтий Пилат - Игорь Хрипунов и Николай Чиндяйкин. Это артисты, которых я люблю и уважаю уже достаточно давно. А в мхт, наверное нет более подходящего актера на роль Иешуа (да простит меня Безруков! но его Иисус, на мой взгляд, не несет в себе ничего, кроме самолюбования. к чему я про Безрукова? к тому что он тоже играет в мхт!:)

О Воланде и его свите я готова говорить много и красноречиво. Мария Зорина, Игнатий Акрачков, Федор Лавров и Михаил Трухин - это невероятные артисты. Мария Зорина запомнилась мне по "Трехгрошовой опере", Игнатий Акрачков и Федор Лавров - по "Околоноля", Михаил Трухин - в первую очередь по "Гамлету".
Что же касается Воланда (Дмитрий Назаров)... впервые я в него верю. Не в буквальном смысле, а по Станиславскому. Наконец-то он настолько же живой, правдоподобный, обоснованный, как Виктор Вержбицкий в роли Завулона ("Ночной Дозор"). Я провожу аналогию именно потому, что считаю что эти персонажи невероятно похожи. И я бы многое отдала за то, чтобы послушать о чем бы они заговорили при встрече. Оба этих героя противоречивы, таинственны, наделены невероятной силой и властью, оба опасны.
Когда Дмитрий Назаров вместе и Игнат Акрачков проходили между рядами в зрительном зале - у меня по коже бежали самые настоящие мурашки. Это и страх, и почтенное уважение и что-то еще, какая-то невероятная сила, не позволяющая оторвать взгляд ни на минуту.




Великолепие общей картины спектакля выражается в деталях. Но их глаз зрителя подмечает индивидуально, поэтому я не буду открывать то, что открылось мне. Этот опыт, когда что-то особенное находишь в спектакле, картине, книге для меня - сродни таинству, чему-то личному и интимному. Тайный смысл в какой-то миг открывается только тебе, дальше ты живешь с ним, внутренне обращаешься к нему. Редко, очень редко когда делишься этим с окружающими вот так, сразу, в открытую. Редко, в пол голоса, кому-то очень близкому шепнешь то, что ты понял, благодаря этому событию, действию, артисту. И никогда не знаешь наверняка, что произошло: то ли ты только что отгадал ТОТ САМЫЙ смысл, который вложил сюда режиссер или артист, то ли сам только что совершил свое собственное открытие.

Я довольна и счастлива, действительно давно меня так не радовал поход куда-то в абсолютном одиночестве. Спасибо театру и всем кто трудился над спектаклем!

@темы: весь мир - театр, дорога в никуда и обратно

URL
   

Дорога в Никуда и обратно

главная